Концерн, также предлагающий продукты и решения в области сельского хозяйства и высокотехнологичных материалов, растет и демонстрирует положительную динамику на российском рынке.
Между тем в настоящее время российская экономика переживает не лучшие времена: снижение ВВП, ослабление рубля, увеличение инфляции - все это и многое другое негативно отражается на работе иностранных компаний в России.
Как чувствует себя Bayer в текущей ситуации и какие меры предпринимает для того, чтобы удержаться на плаву, в интервью «Интерфаксу» рассказала генеральный представитель Bayer в России и странах СНГ Вера Хан.
- Bayer по итогам 2014 года увеличил продажи в целом по группе на 5,2%, в 2015 году ожидается рост на 8,9%. Каковы результаты деятельности концерна в России по итогам 2014 года?
- Мы довольны нашими результатами за 2014 год. Общий объем продаж составил 742 млн евро, что с учетом колебания курса валют на 17% больше аналогичного показателя за 2013 год. Продажи фармацевтического подразделения Bayer HealthCare составили 531 млн евро, сельскохозяйственного подразделения Bayer CropScience - 95 млн евро, подразделения Bayer MaterialScience, производящего высокотехнологичные полимерные материалы, - 116 млн евро. С учетом колебаний курса валют рост Bayer HealthCare в прошлом году достиг 20%, Bayer CropScience - 23%. Между тем продажи подразделения Bayer MaterialScience снизились на 4%.
Подразделение Bayer MaterialScience больше подвержено влиянию рынка, так как оно тесно связано с такими отраслями, как автомобильная промышленность и строительство. В этих индустриях в прошлом году наблюдалось замедление роста, что и отразилось на наших результатах. Так, в России, как и во всех странах, где прошли Олимпийские игры, отмечается снижение строительной активности, пик которой приходится на время подготовки к этому спортивному мероприятию. Спад темпов роста в автомобилестроении, зафиксированный в 2013 году, продолжился и в 2014 году. Именно по этим причинам подразделение Bayer MaterialScience продемонстрировало отрицательные темпы роста в прошлом году. Но мы довольны этими результатами, потому что росли быстрее рынка.
Подразделение Bayer HealthCare менее подвержено влиянию экономических факторов. Несмотря на нестабильный курс рубля, спрос на инновационные продукты в России остается высоким. Поэтому мы отмечаем постоянный рост фармацевтического бизнеса, даже в сложной экономической ситуации.
Подразделение Bayer CropScience также продемонстрировало уверенный рост. В прошлом году мы подписали дистрибуторское соглашение с французской компанией Euralis Semences, которая производит семена. В результате мы расширили портфель продуктов, которые можем предложить фермерам, что укрепляет наши позиции в этом сегменте.
- Каких результатов продаж в России компания ожидает по итогам 2015 года?
- К сожалению, я не могу делать прогноз на 2015 год. Но, как я уже отметила, мы довольны развитием нашего бизнеса. На 2015 год мы поставили перед собой довольно амбициозные цели, которые мы будем стремится достичь.
- Bayer ранее заявлял о намерениях к 2017 году увеличить продажи в России до 1,3 млрд евро, при этом ежегодный рост планировался на уровне в 12%. Продолжает ли компания придерживаться этой стратегии развития или в связи с текущей экономической ситуацией стратегия была пересмотрена?
- В данный момент мы не видим необходимости корректировать нашу стратегию развития. Нам может понадобиться несколько больше времени для достижения поставленных целей, но в целом стратегия по-прежнему для нас актуальна.
- Как, по Вашему мнению, будет развиваться российский рынок, в частности фармрынок?
- Фармацевтический рынок в 2015 году, возможно, не будет демонстрировать значительного роста. Ранее рынок ежегодно рос на порядка 12%, в последующие годы, по данным аналитиков, ожидается рост на приблизительно 6−7%. Если Вы посмотрите на историю развития фармрынка в России, то увидите, что и ранее темпы его роста замедлялись, но со временем рынок восстанавливался. Текущий год, по нашим оценкам, будет годом затишья, после чего мы можем вновь наблюдать рост.
В целом, несомненно, наступивший год будет непростым для России: слабые показатели ВВП, рост инфляции. Но в настоящее время невозможно в полной мере оценить, насколько тяжелым будет 2015 год для российской экономики.
- Фармацевтика обеспечивает порядка 70% продаж Bayer в РФ. Основной проект компании в этой отрасти - локализация производства на мощностях новоуральского предприятиятия «Медсинтез». Как развивается ваше сотрудничество?
- В ноябре 2012 года мы заключили с «Медсинтезом» соглашение о сотрудничестве. И сейчас мы продолжаем развивать совместную работу. В 2015 году мы планируем выпустить первую коммерческую партию противоинфекционного препарата Avelox на мощностях новоуральского предприятия.
- Рассматривает ли Bayer возможность других партнерств в России?
- Мы стремимся укрепить наши позиции по всем направлениям бизнеса Bayer в России и рассматриваем различные варианты нашего развития, в том числе и партнерские соглашения. Но в настоящее время я не могу предоставить детальной информации по этому поводу.
- Осенью прошло года Bayer анонсировал выделение подразделения Bayer MaterialScience в отдельную компанию. Отразится ли реорганизация компании на деятельности Bayer в России?
- В прошлом году концерн принял решение сосредоточить свой бизнес на фармацевтическом и сельскохозяйственном направлениях и выделить Bayer MaterialScience в отдельную компанию. Для России это означает лишь то, что в стране будут работать не одна, а две успешные компании, обе нацеленные на расширение бизнеса. В настоящий момент мы занимаемся созданием нового юридического лица. Завод по производству полиуретановых систем в подмосковном Ногинске перейдет этой компании. Я уверена, что новая компания, название которой еще не определено, будет успешна на российском рынке.
- В конце прошлого года цены на лекарства в РФ стали стремительно расти, в 2015 году ожидается рост на 20%. На сколько Bayer повысил цены на свою продукцию? Какого роста цен на препараты Bayer можно ожидать по итогам 2015 года?
- Я не могу предоставить информацию по отдельным продуктам. В нашем портфеле представлены различные группы препаратов: это и препараты, цена на которые не может меняться, так как она зафиксирована в рублях, и лекарства, цены на которые мы повышаем. Наша задача - сохранить рост компании в России, чтобы обеспечить российского потребителя инновационными продуктами.
Таким же принципом мы руководствуемся, выстраивая работу других подразделений - Bayer MaterialScience и Bayer CropScience.
- Не опасается ли компания, что в связи с повышением цен на продукцию могут снизиться ее продажи?
- Как я уже отметила, Россия нуждается в инновационных продуктах, особенно в области фармацевтики. В связи с этим мы не ожидаем снижения спроса на наши препараты, потому что если есть потребность в них, то будут найдены необходимые для их приобретения средства.
В Bayer MaterialScience текущий год будет тяжелым, как и прошлый. Такой же прогноз и по Bayer CropScience. Но благодаря эффективности наших продуктов и комплексу программ поддержки наших клиентов мы сохраним наше конкурентное преимущество.
- Планирует ли компания предпринимать какие-либо меры по поддержке российских сельхозпроизводителей, может быть, предоставлять им скидки?
- Мы работаем с дистрибуторами, и вопрос предоставления скидок они решают самостоятельно.
- Не планирует ли Bayer сокращать штат или снижать зарплату своим российским сотрудникам в связи с непростой экономической ситуацией в стране?
- На конец года в Bayer в России работало чуть больше 2 тыс. человек. Несмотря на непростую ситуацию, мы не планируем сокращать штат, а будем оптимизировать расходы другими способами. Мы верим в дальнейшее развитие российского бизнеса.
Вопросы: Отразились ли на работе Bayer введенные в отношении России санкции?
- Нет, на работу Bayer санкции не повлияли.
- Вы возглавляете Bayer в России уже более трех лет. Как Вы оцениваете Вашу работу?
Руководство российским подразделением Bayer интересная и амбициозная задача. За это время удалось многое сделать, и это стало возможно благодаря профессионализму российской команды. Но мы не останавливаемся на достигнутом и планируем развиваться дальше еще большими темпами.
Однако дальнейшее развитие российского бизнеса Bayer станет задачей нового руководителя. В ближайшее время я заступаю на новую должность в штаб-квартире компании в Германии и передаю руководство Bayer в РФ моему опытному коллеге - Нильсу Хессманну. Ранее он возглавлял Bayer в Южной Корее, Греции и Нидерландах. Я передаю руководство компанией в надежные руки.