Президент РЖД Владимир Якунин, в свою очередь, сообщил журналистам, что всего за ближайшие два года на эти работы предполагается выделить более 20 миллиардов рублей. Он отметил, что тем самым «поставлена точка, будет ли РФ даже в этих непростых кризисных условиях реализовывать программы, связанные с высокоскоростным движением». «Ответ позитивен», - сказал президент РЖД.
Вопрос о финансировании проекта ВСМ стоимостью около 1 триллиона рублей обсуждался не раз. Якунин в сентябре говорил в интервью, что для запуска проекта РЖД необходимо 20 миллиардов рублей государственных средств на проектно-изыскательские работы, а «без этих денег все остается только желаемыми проектами».
На высоких скоростях
Высокоскоростной считается специализированная электрифицированная двухпутная железнодорожная линия, предназначенная для эксплуатации поездов со скоростями от 200 до 400 километров в час. Сейчас в России нет таких дорог. Другие страны давно ушли вперед в развитии высокоскоростных железных дорог, протяженность которых составляет тысячи километров.
Самым быстрым в России является поезд «Сапсан», который едет со скоростью до 250 километров в час на маршруте Москва - Санкт-Петербург, но по общим путям. При этом развивает такую скорость он только на участке 180 километров. Для большего нужно строительство отдельных путей.
Впервые о ВСМ задумались еще в Советском союзе в шестидесятые годы прошлого века, но каждый раз заниматься строительством не позволяла обстановка в стране. Идея вновь возродилась в 2004 году. Пилотным несколько лет считался маршрут Москва - Санкт-Петербург. Однако сейчас базовым является Москва-Казань.
«Да» или «нет»
Подготовкой документов для старта проекта и выделения финансирования занимались РЖД и их «дочка» - «Скоростные магистрали». Якунин летом текущего года говорил, что компания со своей стороны сделала все необходимое. Тогда же он сообщал, что РЖД обратились в правительство РФ с просьбой определиться с планами по ВСМ - да или нет.
В целом власти РФ согласны, что проекты ВСМ будут эффективны для РФ как с социально-политической, так и с финансово-экономической точек зрения, говорил Якунин. Вместе с тем Медведев в сентябре на вопрос журналистов, когда будет реализован проект ВСМ, отвечал: «Когда будет много денег».
Якунин в интервью соглашался, что объем инвестиций в строительство ВСМ Москва-Казань выглядит колоссальным, но подчеркивал, что он окупаем и эффективен на уровне 15 лет - т.е. это вполне приемлемый бизнес с точки зрения расходования государственных ресурсов.
Цена вопроса
Строительство высокоскоростной ветки между Москвой и Казанью протяженностью 770 километров сократит время в пути между конечными пунктами до 3,5 часа с нынешних 11,5.
Предпроектная модель финансирования предусматривает общую стоимость 1,068 триллиона рублей. Из них около 380 миллиардов рублей - невозвратные средства бюджета, 289 миллиардов рублей - возвратные госсредства (ФНБ, ПФР), 225 миллиардов рублей - кредиты, 100 миллиардов рублей - инфраструктурные бонды, 43 миллиарда рублей - деньги инвесторов, 31 миллиард рублей - инвестпрограмма РЖД.
«Модель финансирования будет уточняться после разработки проекта. Тогда же будет утверждаться окончательная организационно-правовая модель», - пояснил в понедельник представитель РЖД.
Потенциальные партнеры
Якунин выражал твердую уверенность, что проект нужен, и отмечал, что РЖД провели «массу переговоров с зарубежными партнерами», которые также считают проект «очень интересным, очень хорошим».
«Скоростные магистрали» весной проводили предварительное road show проекта ВСМ. В нем приняли участие 172 компании, в том числе инвестфонды и строительные предприятия. Первый вице-президент РЖД Александр Мишарин по его итогам рассказывал, что интерес подтвердили компании из Европы, Китая и США.
Уже позднее на фоне антироссийских санкций Запада, которые против железнодорожной отрасли РФ напрямую не вводились, интерес к участию в проекте ВСМ подтвердили крупнейшие европейские компании, в частности, французский Alstom и немецкий Siemens.
Однако более активно выглядели потенциальные китайские партнеры. Представитель «Скоростных магистралей» в сентябре сообщал, что компании Китая готовы привлечь и вложить в проект порядка 400 миллиардов рублей.
Важное решение
Премьер-министр РФ в понедельник поставил задачу оперативно провести инженерные изыскания и подготовить проектную документацию по ВСМ.
«Всем важно знать, насколько мы двигаемся вперед в этом направлении. Это связано с развитием рабочих мест, в целом с развитием экономики, подключением нашей страны к глобальным транспортным маршрутам, которые носят трансконтинентальный характер. Первой такой веткой может стать ВСМ Москва-Казань, а в целом она по-хорошему должна войти в высокоскоростной транспортный коридор, который мы планируем создать от Москвы до Астаны», - сказал Медведев на совещании с вице-премьерами.
Глава правительства поручил вице-премьеру Аркадию Дворковичу следить за реализацией проекта.