В 2015 г. импорт легковых автомобилей в Россию может упасть более чем вдвое - из-за падения рубля, снижения покупательной способности, а также появления новых локализованных моделей, прогнозируют исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов и аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. С ними согласны исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин, вице-президент ГК «Автоспеццентр» и президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Владимир Моженков.
По итогам года, скорее всего, будет импортировано 560 000-600 000 шт. (минус 23-28%), прогнозируют Удалов и Беспалов. Получается, в 2015 г. в страну может быть ввезено 280 000-300 000 машин. Весь рынок, по оценке Удалова, Моженкова и сотрудников двух крупных автопроизводителей, в следующем году может упасть на 35% до 1,5 млн шт. По базовому прогнозу Беспалова, падение составит 10%, но он не исключает снижения до 30%. Если общие продажи легковых машин сократятся на треть, а импорт - вдвое, то рыночная доля иномарок нероссийской сборки упадет с 27 до 20%.
Представители крупнейших поставщиков автомобилей в Россию - Toyota, Hyundai, Nissan, Kia и Mercedes-Benz - не стали раскрывать прогнозы на 2015 г. Планы по продажам и импорту в любом случае у всех будут снижены, но текущие колебания валюты не позволяют принять конкретные решения, идет анализ ситуации, формируются цены на январь, говорят сотрудники двух зарубежных автопроизводителей. Многие производители намерены сократить импортные квоты для России, но конкретных цифр пока нет, говорит и представитель автоторговой компании «Рольф». Некоторые автоконцерны приостановили прием заказов до стабилизации курса рубля (GM - на все машины, кроме Chevrolet Niva; альянс Renault-Nissan - на спортивные модели) или на время пересмотра цен (Audi, Jaguar, Land Rover, Kia), BMW перераспределяет часть машин, предназначенных для России, на другие рынки.
Впрочем, большинство автоконцернов обзавелись заводами в России. Поэтому они смогут сдерживать темп роста цен. И чем выше локализация, тем больше возможностей для этого, комментируют Удалов, Беспалов, Коровкин и Моженков. Проблем добавит повышение в России цен на комплектующие и материалы (например, ожидается 20-30%-ное удорожание металла и изделий из него), но в конечном счете местные заводы пострадают меньше, замечают они. «АвтоВАЗ» может увеличить в 2015 г. долю до 20-25% (сейчас 16%), сказал человек, близкий к заводу. Но первое полугодие будет особенно сложным - в ноябре - декабре люди старались купить машины по старой цене. Это неминуемо приведет к снижению спроса в последующем, добавляет он.
Для поддержки спроса в 2015 г. автоконцерны будут развивать услуги, позволяющие сгладить возросшую цену машин, например развивая лизинг, аренду, думает Коровкин. Лизинг спрос не поддержит, категоричны один из дилеров и сотрудник автозавода: его стоимость, как и автокредитования, существенно возрастет из-за резкого повышения ключевой ставки ЦБ до 17%. Но покупателей могут просубсидировать сами автопроизводители, допускает дилер. «Скорее всего, будем развивать собственную программу кредитования, сервисные услуги», - подтвердил сотрудник одного из зарубежных автоконцернов. «Ближе к весне для увеличения покупательского спроса планируется запуск всевозможных скидочных программ и акций, но многие импортеры по возможности будут постепенно поднимать цены на машины», - говорит Моженков.
Поддержку рынку окажет возобновление госпрограммы льготного автокредитования и продолжение программ утилизации автомобилей, замечают Беспалов и Моженков. Правда, с учетом роста цен автокомпании могут попросить правительство увеличить размер скидок, допускает эксперт (сейчас на легковые автомобили они составляют 40 000-50 000 руб.). Этот вопрос пока не обсуждался с чиновниками, говорит сотрудник одного из автозаводов. Представитель Минпромторга на вопросы «Ведомостей» не ответил.