'Роснефть' хочет сжижать везде

«Роснефть» и Golar LNG - крупный производитель танкеров для перевозки СПГ - в четверг сообщили о подписании соглашения о взаимопонимании. По информации Golar, речь идет о возможной поставке «Роснефти» двух плавучих СПГ-заводов (floating LNG, FLNG) для работы на условиях толлинга. Одно судно может быть использовано в проекте «Роснефти» в Латинской Америке, расположение другого завода не определено.

Golar LNG - зарегистрированная на Бермудах компания с норвежскими корнями и основным офисом в Лондоне. Компанию контролирует миллиардер Джон Фредриксен (сейчас гражданин Кипра). Он косвенно владеет и компанией North Atlantic Drilling (NADL), специализирующейся на бурении скважин в море. «Роснефть» пыталась купить долю в NADL в прошлом году для продолжения работ на арктическом шельфе при западных санкциях, но закрытие сделки задерживается из-за отсутствия согласований с регуляторами (по данным источников «Ъ», сделка де-факто отменена). Golar оперирует флотом из 12 СПГ-танкеров и пяти судов по регазификации СПГ (FSRU). Ни одного судна FLNG компания пока не построила, но получила семь подобных заказов.

FLNG считается одним из самых перспективных направлений в разработке удаленных месторождений, поскольку позволяет осваивать запасы на очень большом расстоянии от берега. Судно служит для подготовки газа, переработки его в СПГ, газовый конденсат и сжиженный нефтяной газ, хранения и отгрузки. Пока нет ни одного действующего проекта на основе FLNG, но Shell в конце 2014 года спустила на воду первое такое судно для работы на австралийском месторождении Prelude в 2017 году, еще несколько FLNG-судов строятся.

По словам источников «Ъ», «Роснефть» обсуждала с Golar как выкуп судна, так и работу по толлинговой схеме: Golar получала бы долю в СПГ. Собеседники «Ъ», знакомые с ситуацией, говорят, что соглашение предварительное и вероятность одобрения его руководством «Роснефти» «невелика».

Валерий Нестеров из Sberbank Investment Research говорит, что «Роснефть» имеет большие планы по развитию СПГ, «но пока дело не клеится: по 'Сахалину-1' прогресса нет, поскольку доступ к газотранспортной инфраструктуре получить не удалось». «Роснефть» может попытаться решить проблему за счет FLNG. «В Латинской Америке 'Роснефть' теоретически может использовать FLNG в Венесуэле, но судьба латиноамериканских проектов компании сейчас под вопросом из-за снижения цены на нефть», - полагает господин Нестеров, отмечая, что конкуренция на этом рынке в ближайшие годы будет очень высокой из-за начала работы СПГ-проектов в США. По его мнению, в рамках соглашения с Golar «Роснефть» может изучить перспективную технологию, но интерес к ней на данном этапе «академический».

Юрий Барсуков, Кирилл Мельников